iPhone был с нами всего 12 лет, но с тех пор мы ассимилировали экраны всех видов, от устройств, которые помещаются на ладони, до гигантских светодиодных вывесок на витринах.
Тем не менее, от селфи, которые сводят на нет восстановительный эффект природы, до социальных сетей, которые делают нас более одинокими, чем когда-либо, вторжение на экран влияет на представление о себе, на то, как мы общаемся, и даже на то, как мы себя чувствуем.
По мере того, как все больше поколений знакомятся с гаджетами раньше и в большем количестве способов, чем когда-либо прежде, одно беспокойство заключается в том, что постоянная сенсорная стимуляция конкурирует с нормально растущими путями мозга для социализации и эмоционального интеллекта.
То есть высокий уровень стимуляции от планшетов, встроенных в люльки, iPotty и спинки автомобильных сидений, мешает тому, как взаимодействие между людьми обычно создает связи между нейронами.
Люди по своей природе социальны. Младенцы инстинктивно читают других задолго до того, как научатся говорить. Они могут различать разные выражения лица. Но людей всех возрастов гораздо больше интересует умственное состояние, скрытое за видимой внешней оболочкой, — убеждения, желания и намерения другого человека.
Это называется «теорией разума», и было обнаружено, что недавно обнаруженные области в коре головного мозга человека лежат в основе этой способности рассуждать о мыслях другого человека.
Раннее знакомство с экраном конкурирует с нормальным развитием, потому что первый год жизни — время пика нейронной пластичности. Например, зрительная кора наиболее быстро развивает свой лес связей в течение первых 3 месяцев жизни, а постнатальный мозг увеличивается в объеме на один процент каждый день, увеличиваясь втрое в возрасте от 0 до 2 лет.
Ранний опыт особенно важен, и существуют критические временные промежутки, в течение которых определенный тип входной информации (например, зрение, слух, осязание) оказывает наибольшее влияние на развивающийся мозг. Паттерны синаптических связей устанавливаются посредством повторяющихся сенсорных симуляций и двигательных действий.
Но изменение уже заложенных связей может произойти, когда ожидаемая стимуляция отсутствует или заблокирована «таблеткой», поднесенной к лицу ребенка.
До появления iPad в 2010 году другие люди почти наверняка были самой интересной вещью в мире ребенка. Вещательному телевидению уже 70 лет, в то время как воздействие средств массовой информации с экрана крупным планом в течение первых трех лет жизни проникло в культуру только в последнее десятилетие или около того. Поводы для просмотра экрана сегодня, будь то добровольные или вынужденные, есть везде.
Экранная конкуренция типична для развития мозга, поскольку выигрыш в одном месте означает проигрыш в другом. Виды и звуки на экране мало что значат для ребенка, в то время как постоянная стимуляция укрепляет основные сенсорные пути за счет более сложных, которым суждено превратиться в сети для социального интеллекта и вовлечения.
Экраны затрудняют присутствие — не только для других, но и для себя. Ужин с другом отмечен постоянными перерывами. Мы хватаем наши телефоны и носим их в туалет, на кровать, практически везде.
Их постоянное присутствие сводит на нет возможности для спонтанных встреч, позволяя легче и удобнее отказаться от внимания к экрану, чем сделать себя доступными для других.
Многие люди имеют настолько сильную эмоциональную привязанность к своему телефону, что мы можем рассматривать его как расширенное «я». «Номофобия», образованная от сочетания «нет мобильного телефона» плюс «фобия», описывает панику из-за отсутствия немедленного доступа к своему телефону.
Согласно недавнему подсчету, подростки в возрасте от 18 до 24 лет проверяют свои телефоны 210 раз в день, или примерно раз в 5 минут. Исследователи обнаружили, что «активные пользователи смартфонов проявляли повышенную тревогу уже через 10 минут» из-за отсутствия доступа к своему смартфону.
В конце часового эксперимента тревожность подскочила до «невыносимого», по их словам, уровня. Более того, «с глаз долой» не значит «с глаз долой». «Нездоровая связь с их постоянным использованием давит на пользователей», — говорят ученые, вызывая беспокойство, даже когда их устройства находятся вне поля зрения.