Давайте рассмотрим восемь способов воспитания ответственных детей - детей, которые обладают таким характером, что думают о других, а не только о себе, и помогают, когда помощь необходима.
1. Начинайте приучать детей к ответственности с раннего возраста и объясняйте, почему вы ждете от них помощи.
Молодая мама рассказывает, как она это делает:
«С тех пор как мои дети научились ходить, я заставляла их собирать свои игрушки. Когда мы узнали, что ждем еще одного ребенка, я объяснила, что буду очень занята с малышом и мне понадобится их помощь.
Мой трехлетний ребенок каждый день приносит белье в стирку, берет подгузники и прочее, когда мне это нужно. Ему приятно помогать и быть частью семьи. Он также понимает, что, помогая мне по дому, он дает мне больше времени, чтобы заниматься с ним».
2. Рассмотрите возможность добавления обязанностей по дому по мере взросления детей.
Одна мама говорит: «Когда я была маленькой, мы с мамой делали всю работу по дому. Мой отец и три моих брата даже пальцем не пошевелили - они говорили, что это женская работа. Я решила, что все будет по-другому, если у меня когда-нибудь появятся сыновья».
У нее их трое. Ее подход к домашним обязанностям показывает, что дети могут выполнять работу в семье в раннем возрасте, а с возрастом обязанностей становится больше:
Сейчас нашим мальчикам 2, 4 и 6 лет. На данный момент в нашем доме действует система, согласно которой вы выполняете по одному заданию за каждый год вашего возраста. Наш двухлетний ребенок нажимает на кнопку, чтобы запустить посудомоечную машину, и кладет подушки на место, когда мы застилаем кровати. Когда ему исполнится 3 года, он будет помогать накрывать на стол.
Наш 4-летний ребенок накрывает на стол, вытирает пыль в прихожей и чистит раковину и ванну. Наш 6-летний ребенок пылесосит лестницу, заправляет свою кровать, моет раковину и ванну, отскребает посуду, загружает посудомоечную машину и наливает молоко за ужином.
«Я говорю им, как я ценю их помощь», - говорит эта мама. «Они очень гордятся тем, что делают».
3. Не платите детям за работу по дому.
С точки зрения развития характера, платить детям за помощь по дому непродуктивно, потому что:
- Это лишает их возможности почувствовать себя ответственными и полезными членами семьи.
- Работа по дому должна стать шансом для развития характера - желания быть полезным человеком, потому что помогать другим - это ответственный и добрый поступок.
Начиная с начальных классов, небольшое пособие можно выдавать самостоятельно - не в качестве платы за работу по дому, а как одно из преимуществ принадлежности к семье, как еда и кров.
Даже скромное пособие - это возможность начать преподавать детям уроки обращения с деньгами и добродетели щедрости. Подумайте о том, чтобы побудить их откладывать, возможно, треть своего пособия, использовать другую треть для трат и жертвовать треть на благотворительность по своему выбору.
4. Дайте детям право голоса при составлении плана семейных обязанностей.
Ирен Фройндорфер, канадский семейный педагог и создатель сайта 10kids.com, рассказывает о системе домашних обязанностей своей семьи:
В нашем доме обязанности на кухне меняются каждый день, потому что дети говорят, что такая система им нравится больше всего. Однако они проголосовали за то, что список обязанностей по дому должен меняться ежемесячно. Жалобы конкретного ребенка на выполнение порученной ему работы могут быть признаком того, что ему пора переходить к более сложной, «взрослой» работе.
5. Убедитесь в том, что в семье все делят работу.
Четко объясните детям, что выполнять свою часть работы в семье - это не вариант, а требование. Так же как каждый получает пользу от того, что является членом семьи, у каждого есть семейные обязанности. Одна мама объясняет, как она заставляет детей выполнять эти обязанности:
Суббота - наш главный день для работы по дому. Мы все знаем, что на все про все требуется от одного до двух часов. Дела по дому должны быть сделаны до всех развлечений. Дети знают, что мы будем последовательно придерживаться этого правила.
6. Помимо порученной работы по дому, поощряйте небольшие повседневные действия по оказанию помощи.
С нашей помощью дети могут получить много практики в маленьких, повседневных актах помощи при каждом удобном случае. Такие действия дадут нам много шансов поблагодарить их за помощь и заставить их думать о себе как о полезном человеке. Это также поможет им воспринимать порученную работу по дому как еще один пример того, как мы делаем все в семье.
Чтобы утвердить полезность как семейный способ, мы можем просить детей в повседневной жизни семьи делать такие вещи, как:
- включать или выключать свет
- играть с младшим братом или сестрой или читать им
- приносить и/или помогать убирать продукты
- поливать растения
- придерживать дверь
- помогать убирать со стола, даже если вы уже убрали свои вещи
- помогать загружать или опорожнять посудомоечную машину
- помогать навести порядок в комнате, даже если там в основном не ваши вещи
- помочь кому-то заправить постель
- принести вещи члену семьи, который плохо себя чувствует
- утешить члена семьи, друга или одноклассника, которому грустно или больно.
7. Учите, что каждый несет ответственность за создание счастливого дома.
В слишком многих семьях постоянные ссоры и драки становятся причиной стресса и несчастья в доме. Быть ответственным членом семьи - значит стараться поддерживать мир, пытаясь найти общий язык. Это значит, что каждый должен относиться ко всем членам семьи так, как хотел бы, чтобы относились к нему - с уважением, справедливостью и добротой (и искренне извиняться, если это не так).
Это также означает, что при неизбежных конфликтах нужно найти время, чтобы все обсудить и найти справедливое решение.
Если вы еще не ввели в свою семейную жизнь работу по дому и другие способы помощи, пусть это не будет препятствием. Никогда не поздно начать.
Объясните детям, что любящие родители постоянно думают о том, как сделать семейную жизнь лучше. И то, что все помогают в семейных делах, - очень хороший способ сделать это.